Сравнение самосвала МАЗ с японскими производителями

Самосвалы МАЗ серии 6501 и ISUZU CYZ52M являются одноклассниками, обладая сходной грузоподъемностью порядка 20 тонн и полной массой 33-33,5 т. Данные автомобили получили достаточно широкое распространение в РФ и являются достойными представителями в своем классе.

Самосвал HINO700 менее распространен, имеет меньшую грузоподъемность порядка 17,5 т при полной массе 30,5 т.

Рассмотрим более подробно их технические характеристики и комплектации.

Все автомобили имеют колесную формулу 6х4, оснащены самосвальными платформами с задней разгрузкой типа «короб» (хотя на МАЗе доступен и «совок» с меньшей собственной массой, за счет чего повышается полезная грузоподъемность). Вот только объем кузова на «японцах» составляет только 16-16,5 куб.метров, что по современным меркам маловато. Хотя данный объем позволяет полностью загрузить машину при перевозке плотных грузов вроде песка или щебня, но при перевозке менее плотных материалов машина идет «налегке». Поэтому нередко можно увидеть на японцах нарощенные самодельные борта. У МАЗа объем платформы составляет 20 кубов, что более практично. Платформы ISUZU и Hino, кстати, изготавливается в России на заводе «Автомастер» и «Сумотори» соответственно. Подъемные гидроцилиндры у всех машин зарубежного производства, PENTA или HYVA, достаточно хорошо себя зарекомендовали.

Сильной чертой ISUZU является антикоррозийная обработка кабины, выполняемая методом горячего цинкования погружением и качественной окраской. В этом плане нарекания по кабине МАЗа стали уже традиционными. Плюс у японцев приятная деталь - электромоторчик поднимания-опускания кабины. На МАЗе кабина поднимается вручную.

МАЗы оснащаются силовыми агрегатами российского или китайского производства ЯМЗ или Weichai соответственно, которые выгодно отличаются большой мощностью 420-430 л.с. и крутящим моментом 2000-2060 Нм. В отличие от них ISUZU обладает более скромными показателями 400 л.с. и 1863 Нм, а у HINO при мощности 410 л.с. крутящий момент гораздо ниже и составляет «всего» 1618 Нм.

При этом бросается в глаза существенно больший рабочий объем двигателя ISUZU в 15,7 литра при объемах конкурентов 11,1-11,6-12,9 литра, т.е. разница почти на четверть!

С чем связано столь разительное превышение рабочего объема двигателя ISUZU при более скромных рабочих характеристиках, чем у МАЗ?

Думается, дело здесь в системе нейтрализации выхлопных газов по стандарту Евро-5.

У МАЗа она реализована, как и у большинства современных производителей, с помощью системы SCR, в обиходе называемой «мочевиной». Она предназначена для снижения содержания оксидов азота в выхлопе. Принцип ее действия заключается во впрыскивании раствора аммиака, имеющим звучное маркетинговое название «AdBlue» (Адблю), в выхлопной тракт и расщеплении оксидов азота в специальном нейтрализаторе.

У ISUZU, и это составляет предмет особой гордости представителей фирмы, снижение концентрации оксидов азота обеспечивается системой EGR без «мочевины» и сажевого фильтра. Данное достижение позиционируется как особенно удачное решение, которое избавляет водителя от хлопот, связанных с эксплуатацией системы SCR («мочевины»).

EGR, или система рециркуляции выхлопных газов, производит перепуск части выхлопных газов обратно в цилиндры двигателя, смешивая их с поступающим воздухом. Это приводит к тому, что концентрация кислорода в топливо-воздушной смеси снижается, а это приводит к снижению температуры сгорания. Оба фактора в совокупности дают меньшее образование оксидов азота.

Но ничто не достигается даром. Если температура в цилиндрах ниже, то менее горячие газы совершают меньшую работу. Поэтому для достижения приемлемых характеристик и понадобилось столь значительное увеличение рабочего объема двигателя.

То же касается и двигателя HINO. Его объем не выделяется в большую сторону, но наличие EGR обусловливает пониженную мощность, а особенно сильно снижается крутящий момент, при том что двигатель у него Евро-4. Поэтому неудивительно, что HINO обладает самой низкой грузоподъемностью из всех представленных образцов.

Кроме того, отсутствие «мочевины» отнюдь не избавляет эксплуатанта от хлопот. Система EGR – это достаточно сложный и тонкий механизм, при выходе которого из строя двигатель начинает работать некорректно, с перебоями, или снижается его мощность. Причин же для этого может быть множество, начиная от неисправности одного из датчиков, и заканчивая неисправностью клапана EGR, который является довольно дорогой деталью. Впрочем, причиной может быть и банальное закоксовывание крышки клапана, что тем более вероятно при работе машины на небольшом плече, с большим количеством остановок и троганий, что так характерно для самосвала.

Хотя, конечно, обе системы, что EGR, что SCR, можно заглушить или отключить, чем часто пользуются наши водители. Но иногда это может привести к некорректной работе двигателя и снижению мощности. И уж конечно, этого не следует делать в гарантийный период.

Касательно двигателей с EGR, как на «японцах», отключение данной системы приведет к повышению температуры сгорания в цилиндрах, и соответственно, более теплонапряженному режиму работы двигателя, что снизит его ресурс и негативно скажется на надежности.

Коробки передач ISUZU и HINO 7 ступенчатые механические.  На ISUZU по заказу можно установить 16-ти ступенчатую на самосвальное шасси, как на тягаче.

На МАЗах устанавливаются 16- ступенчатые коробки ZF или 12-ступенчатые JS немецкого и китайского производства соответственно. Коробка JS существенно удешевляет машину, при том что отзывы о ее работе неплохие. Некоторые водители даже считают, что она удобнее и легче при переключениях, чем ZF.

Меньшее количество передач в КПП японских самосвалов, с одной стороны, облегчает управление машиной, но с другой стороны, в некоторых случаях может не хватать передач для движения в оптимальном режиме.

Несколько странным выглядит решение японских конструкторов оснастить свои машины блокировкой только межосевого дифференциала, без межколесной блокировки. Как будто застрявшая машина буксует только одной осью с обоих сторон. Как правило, наоборот, машина буксует одной стороной. У МАЗов в этом плане все в порядке, присутствуют и межосевые и межколесные блокировки.

Кабины у всех машин достаточно спартанские, рабочие без излишеств. У японцев традиционно более качественные материалы отделки и ряд опций, в частности, климатическая установка, электропакет и аудиосистемы присутствуют без вариантов в базовой комплектации.

МАЗ предоставляет покупателю большую свободу выбора в этом плане. В базовой комплектации машина идет без всяких «удобств», исключая эргономичные сиденья на пневмоподвеске. Покупатель может сам решить, какие опции ему нужны, а за какие он не хочет переплачивать. При этом все опции, присутствующие у «японцев», доступны и у МАЗ.

Положительными деталями кабины МАЗов является наличие прохода поперек кабины, позволяющего перейти на правую сторону без особых затруднений. У ISUZU между сиденьями установлена «тумба» со столиком и рычагом стояночного тормоза, что затрудняет проход. Кабина МАЗ традиционно просторная, с большим спальным местом, что конечно ценится водителями, работающими в напряженном графике, когда они ночуют в машине «в полях».

 

МАЗ – рабочая бюджетная машина, при этом лучшая по соотношению цена-качество, с доступными недорогими запчастями, ремонтопригодная, позволяет провести ремонт в полевых условиях, на трассе. Существенно более низкая стоимость, при грамотной эксплуатации позволяет достичь окупаемости машины в более короткий срок. Отсутствие многих опций в базовой комплектации позволяет покупателю существенно сэкономить на том, что он считает для себя ненужным.

Японские автомобили – традиционно менее подвержены отказам, достаточно простые в эксплуатации. Ремонт их обойдется дороже, чем у МАЗ, своими силами в ряде случаев уже не обойтись.

HINO менее распространен в России, чем ISUZU, поэтому можно предположить худшую доступность запчастей и их дороговизну. Японская сборка HINO, хотя и может предполагать лучшее качество, приводит к дополнительным затратам на оплату таможенных сборов при ввозе собранного шасси в РФ, в отличие от ISUZU, который собирается из машинокомплектов в Ульяновске, и тем более, МАЗ, который производится в Беларуси на территории Таможенного Союза и не облагается никакими пошлинами.

Стоимость нового японского автомобиля гораздо выше, чем у МАЗ. Разница начинается от 2,5 млн.рублей. То есть покупка двух японцев эквивалентна 3-3,5 МАЗам, при большей грузоподъемности последнего. Окупится ли эта переплата несколько большей надежностью и удобством японских автомобилей?

 

Сравнение самосвала МАЗ с самосвалами ISUZU и HINO по основным техническим параметрам представлено в таблице ниде:

 

Параметр

Ед.изм

Значение

МАЗ 6501

ISUZU CYZ52M

HINO 700

 

 

4300-4800

6860-6868-7350-6625НСК-6750СПБ

7590

Формула

 

6х4

6х4

6х4

База

мм

 

3855+1370

 

Длина

 

 

 

7840

Ширина

мм

 

2550

2520

Высота

мм

 

3400

3050

Снаряженная масса

кг

13500-14000

13700

 

Грузоподъемность

кг

19500-20000

19300

17355 (17950)

Полная масса

кг

33500

33000

30700

Распределение ПМ на переднюю ось

кг

7500

7500

 

Распределение ПМ на тележку

кг

26000

26000

 

Двигатель

 

ЯМЗ-653.10, Weichai

WP 12.430E50  Common Rail, турбина, мочевина

6WG1E5RC, Common Rail, турбина изм.геометрии, EGR, без мочевины, без сажевого фильтра

Е13С

Common Rail, турбина, EGR, без мочевины

Класс экологичности

 

Евро-5

Евро-5

Евро-4

Цилиндров

 

6 рядный

6 рядный

6 рядный

Объем

см3

11120; 11596

15681

12 913

Макс. мощность

л.с.

420; 430 л.с

400 л.с. при 1800 об/мин

410 л.с. при 1800 об/мин

Макс. крут.м-т

Нм

2000; 2060

1863 при 1300 об/мин

1618 при 1100 об/мин

Система нейтрализации

 

SCR

EGR

EGR

КПП

 

ZF16 или 12JS

16 или 12 ступенчатая механическая

MJT7S 7-ступенчатая механическая 

7 ступенчатая механическая

Тормоза

 

 

Рабочая тормозная система пневматическая барабанная с ABS
Вспомогательная тормозная система (горный тормоз)
Стояночный тормоз

 

Шины

 

315/80R22,5

315/80R22.5

 315/80R22,5 – передний мост
295/80R22,5 –

задние мосты

Генератор

 

 

24В, 60А

 

Емкость бака

л

300

400

300

Объем кузова

м3

19 совок 20 короб

16 короб

16,5 (16) короб

Внутр.габариты кузова

мм

 

5000 x 2270 х 1450

5000х2200х1500

Угол подъема кузова

Град.

 

50

 

Гидроцилиндр

 

PENTA, HYVA

PENTA, HF 4370 129 4

PENTA

Межсервисный интервал

 

20000 (40000 для Вэйчай при использовании масла Shell Rumula R6M)

20000

 

 

Гарантия

 

2 года или 80 т. км

3 года или 200т.км

2 года или 100 т.км

Комплектация

 

Базовая:

Подогрев платформы

Независимый жидкостный подогреватель двигателя

Сиденье водителя на пневмоподвеске

Трехточечные ремни безопасности

Гидроусилитель руля

Регулируемая по углу и вылету рулевая колонка

Спальное место (в зависимости от типа кабины)

Автоматические запоры заднего борта

Противооткатные упоры

Лестница для доступа в кузов стационарная или складная

щитки на колесах ведущих мостов, экран глушителя, заднее защитное устройство (ЗЗУ), боковое защитное устройство (БЗУ), переднее противоподкатное защитное устройство (ППЗУ), крылья (брызговики) колес, антиблокировочная система торможения (АБС), противобуксовочная система (ПБС),  пружинная подвеска кабины.

 

Доступные опции:

Кондиционер

НВО кабины

Центральный замок

Электростеклоподъемники

Электропривод зеркал

Подогрев зеркал

Магнитола

Доп.спальное место

ПТФ

Брызгозащита колес

Круиз-контроль

Тент кузова

 

Комплектация:
Кабина из нержавеющей оцинкованной стали
Антикоррозионная обработка кабины методом полного погружения
Покрытие катионным электроосаждением
Специальная окраска “Super Point” рамы шасси
Полностью пневматическая тормозная система с ABS
Рулевое управление с гидроусилителем
Регулируемая по высоте и углу наклона телескопическая рулевая колонка
Аудиоподготовка (антена+2динамика)
Подогрев зеркал заднего вида
Трехточечные ремни безопасности
Тканевая обивка сидений
Стеклоочиститель с регулируемой частотой работы
Спальное место
Ящик в панели приборов
Центральный шкафчик
Ящик на спинке центрального сидения
Подстаканник
Кондиционер
Противотуманные фары
Плавающая подвеска кабины
Воздухоочиститель с двумя фильтрующими элементами
Зуммер заднего хода
Окрашенный в цвет кабины передний бампер
Основной топливный фильтр увеличенного размера с подогреваемым влагоотделителем
Корректор направления света фар
Солнцезащитный козырек водителя 

Дополнительное оснащение:

Обогрев днища кузова (требуется установка воздуховода дополнительно), Автоматические запоры заднего борта, Стационарная лестница для быстрого доступа в кузов, Стабилизатор кузова, Страховочный упор, Фиксатор кузова для транспортного положения, Противооткатные упоры с держателями – 2шт., Металлические крылья, Стальная боковая защита.

Кабина:

количество сидений: 2

гидроусилитель руля

электростеклопакет

подогрев зеркал

электрогидроподъемник

кондиционер

радио

 

Осушитель пневмосистемы с автоматическим подогревом

Топливный фильтр-водоотделитель c автоматическим подогревом

Блокировка межосевого дифференциала

Антиблокировочная тормозная система ABS

Крышка топливного бака с замком, отпирание ключом зажигания.

 

Самосвальный кузов

Толщина борта - 6 мм.

Толщина днища - 9 мм.

Механизм автоматического отпирания заднего борта

Тент для укрытия груза